|
Отправлено: 29.01.10 19:30. Заголовок: Пока выложу свои пре..
Пока выложу свои предварительные заготовки, хотя в эфир попало не все. Кто и как использует инвалидные коляски? Инвалидными колясками пользуются люди, у которых нарушены функции нижних конечностей в следствие: травм и заболеваний позвоночника и спинного мозга; ампутаций; тяжелых форм детского церебрального паралича (ДЦП); рассеянного склероза, инсульта, полиомиелита, мышечных дистрофий;и ряда других заболеваний Есть люди, которые пользуются инвалидной коляской временно или только при поездках на дальние расстояния. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться. Дальше про сохранение остальных функций организма и то, что у человека остается его жизненный опыт, образование, навыки, увлечения. Преодолев психологические моменты, связанные со своим новым состоянием он пытается вернуться к прежней жизни и тут выясняется, что не все так просто. Новейшие достижения в области высоких технологий помогают людям в инвалидной коляске интегрироваться в общество. Но даже лучшие в мире образцы колясок не помогут ее владельцу без создания доступной среды – пандусов, поручней, специального общественного транспорта и т.п. Потому что в силу особенностей организма (руки слабее ног) и конструкции механизма коляски она может передвигаться по горизонтальной поверхности или небольшом уклоне. Если же на пути движения встретится бордюр, ступенька или даже выбоина в асфальте, которые здоровый человек переступит даже не задумываясь, то коляска просто остановится и хорошо, если не опрокинется. Остается рассчитывать на помощь прохожих или разворачиваться и искать другой путь. По количеству инвалидов–колясочников: Ленинский район 127 человек, 40 – трудоспособного возраста, 12 выше 1-го этажа в 5-ти этажках. Гагаринский – 174, Балаклавский – 57, Нахимовский – 99, Северная – 57. Итого — 516 человек. Что такое пандус, какие существуют требования к нему? Пандус (фр. pente douce — пологий скат) — пологая наклонная площадка, соединяющая две разновысоких горизонтальных уровня. ПАНДУС - это наклонная поверхность для вертикального перемещения инвалидов на креслах-колясках, пешеходов с детскими колясками и других категорий населения Пандус всегда состоит из трех частей: 1 - горизонтальная площадка в начале пандуса; 2 - наклонная поверхность пандуса; 3 - горизонтальная площадка в конце пандуса. Важнейшими параметрами пандуса является его ширина, достаточная для свободного проезда коляски и уклон пандуса. УКЛОН определяется как отношение высоты подъема пандуса (Н) к длине горизонтальной проекции наклонного участка пандуса (L). При перепаде высот на путях движения 0,2 м и менее допускается уклон пандуса до 10 %, в остальных случаях — до 8% или в соотношении 1:12. Есть еще целый ряд технических требований к обустройству пандусов: длина пролета, размеры площадок для отдыха и разворота, шероховатое покрытие, высота и способы крепления поручней и т.д. Не буду сейчас вдаваться в технические детали, но хочу отметить, что несоблюдение этих норм делает пандус труднодоступным или вообще бесполезным. Недопустимым является обустройство в общественных местах пандусов в виде двух швеллеров, уложенных на лестничный пролет. Достаточно ли наличия пандуса для беспрепятственного доступа? Да, мне встречались такие высказывания: "Мы построили пандус, что вам еще надо?" На самом деле, пандус в его классическом виде не является обязательным элементом доступности, он лишь позволяет соединить две разно–уровневые площадки. Не будет перепада высот, не понадобится и пандус, так что здесь хватит простора для творчества архитекторов. Мы же говорим об архитектурной доступности, т.е. возможности свободно и самостоятельно попасть в любое помещение, предназначенное для посетителей. Можно выделить следующие признаки доступности: 1) свободное перемещение по прилегающей территории 2) наличие мест для парковки автомобилей инвалидов 3) вход/выход (пандусы, лестницы), широкие и удобные двери 4) отсутствие в здании порогов, ступенек, широкий коридор 5) доступность всех этажей здания (лифты, эскалаторы, пандусы) 6) наличие приспособленного туалета 7) доступность для людей на колясках установленного в здании оборудования: банкоматов, таксофонов, информационных табло. Кто еще нуждается в специальных условиях для беспрепятственного перемещения? Не только люди, использующие инвалидные коляски требуют дополнительного внимания. Все перечисленные выше заболевания могут иметь и более легкие формы, но все же затрудняющие движения человека. И здесь препятствием могут стать обычные ступеньки, если они выполнены с нарушением норм. Особое внимание следует уделить поручням, которые должны выступать за пределы марша на 30 сантиметров для сохранения устойчивости человека. А если требуется пройти через дверь в виде вертушки? Это очень большая проблема! На самом деле круг еще шире, речь идет о Маломобильных группах населения (МГН) — людях, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, дети дошкольного возраста, беременные женщины, люди с детскими колясками, люди пожилого возраста, и т.п. По статистике, около 10% всего населения относится к (МГН), также можно сказать, что 10% своей жизни человек проводит в таком состоянии. Понаблюдайте, стоя у тротуара с высоким бордюром, сколько детских колясок наклоняются туда-сюда и обратите внимание, сколько ступенек в детских поликлиниках?.. Поэтому можно смело утверждать, что все перечисленные требования доступности для инвалидов сослужат хорошую службу и облегчать жизнь и многим другим людям. Как развивалась ситуация с доступностью в нашем городе? Начало законодательного обеспечения равных возможностей с другими гражданами было положено Законом Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» N 875-XII, принятым 21 марта 1991 года. Статья 26. Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации (независимо от форм собственности и ведения хозяйства) обязаны создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к жилым, общественным и производственным зданиям, сооружениям, общественному транспорту, для свободного передвижения в населенных пунктах. Статья 27. Планировка и застройка населенных пунктов, формирование обитаемых районов, разработка проектных решений, строительство и реконструкция домов, сооружений и их комплексов без приспособления для использования инвалидами не допускается. Статья 28. Предприятия и организации, которые осуществляют транспортное обслуживание населения, обязаны обеспечить специальное оборудование транспортных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов, которое бы дало возможность инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Но по ряду причин этот закон не работал в полную силу, и одной из них является отсутствие ответственности за его неисполнение именно в части беспрепятственного доступа. Далее, в 2003 году решили проанализировать, как же на самом деле обстоят дела с равными возможностями в контексте провозглашения в Европе года людей с инвалидностью. И впервые была принята ПРОГРАММА обеспечения беспрепятственного доступа людей с ограниченными физическими возможностями к объектам жилищного и общественного назначения. Городская программа безбарьерности была принята в 2005 году и в дальнейшем дополнялась новыми объектами согласно предложениям, как управлений городской администрации, так и общественных организаций инвалидов. Когда и почему Вы стали заниматься вопросами доступности? Я тоже прошел через несколько психологических стадий. И в этом мне помогли многие люди: прежде всего моя семья, друзья, врачи–реабилитологи. Но за порогом меня ждала та самая ситуация, о которой мы говорили в самом начале – бордюры, ступеньки… Начал искать единомышленников, в итоге вышел на городское отделение "Союза организаций инвалидов". Задавал очень много вопросов, писал им письма с предложениями. В итоге мне предложили подключиться к работе, которая уже велась в этом направлении. Проводили анкетирование, составляли списки объектов, которые нужно было переоборудовать в первую очередь. Кстати, такая информация нужна нам и сегодня. Поэтому хочу обратиться ко всем людям, которым мешают существующие барьеры, к их родственникам, вынужденным взять на себя дополнительную ношу и ходить по тем же учреждениям. Подключайтесь к нашей работе! Сообщайте о себе, о своих проблемах. О тех объектах, которые важны для вас. Телефон "Союза организаций инвалидов" — 41-21-88, адрес Маршала Крылова, 19 . Офис организации доступен для инвалидов на колясках. Дальше, когда согласно ПРОГРАММЫ обеспечения беспрепятственного доступа при Севастопольской городской госадминистрации был создан Комитет обеспечения доступности, наша организация рекомендовала в том числе и мою кандидатуру. Как на сегодня обстоит ситуация с беспрепятственным доступом в Севастополе? В декабре 2007 году на совещании "Безбарьерная Украина" Севастополь был признан самым отстающим регионом по состоянию доступности для инвалидов. Наверное, это послужило определенным толчком к действию и за два последних года многое изменилось в лучшую сторону. Городской комитет доступности возглавила Цокур Ирина Геннадьевна, которая очень хорошо знает проблемы людей с инвалидностью. Комитет – это координационный орган, задача которого наиболее полно учитывать потребности Маломобильных групп населения. Поэтому в его состав входят как руководители управлений городской администрации и надзорных органов в строительной отрасли, так и представители самых разных организаций инвалидов. Заседания комитета доступности проходят раз в квартал. Аналогично работают комитеты при районных администрациях. Еще мы попытались распространить это опыт и стали проводить общественные комитеты, куда приглашаем людей с ОФВ, имеющих активную позицию. С одной стороны информируем их о работе городского и районных комитетов, об изменении законодательства, знакомим с ситуацией в городе. С другой – получаем предложения и замечания, вопросы не только на тему беспрепятственного доступа, но и образования, трудоустройства, реабилитации. Поэтому еще раз хочу пригласить всех заинтересованных горожан подключиться к решению проблемы. Для проведения мероприятий используется микроавтобус с подъемником. А какие конкретные результаты этой работы можно выделить? В основу анализа можно положить следующие варианты доступности: полная доступность; альтернативная доступность в виде: - кнопка вызова вместе с переговорным устройством на приемлемой высоте; - дополнительный вход (служебный, запасной), наличие информационного указателя; - доступ с помощью персонала (на руках, переносной пандус) плюс информация; - ненормативный пандус, в т.ч. швеллер. На первых порах встречались и ошибки, когда у многих социальных объектов строились пандусы (образование, медицина) не всегда нормативные и без учета всех требований доступности. На сегодня основные административные здания: горадминистрация, горсовет, районные администрации, отделы соцзащиты, пенсионного фонда, управления внутренних дел, государственные нотариальные конторы, налоговые администрации являются доступными в той или иной степени. Т.о. наши граждане могут быть приняты и получить необходимые им услуги, информацию. Опять таки, если где-то отчитались о доступности и забыли о ней (перекрыты двери, неработающие звонки) – просим сообщать об этом либо в администрацию, либо в "Союз организаций инвалидов".
|